Гранит – камень солидности и элегантности, выразительности и разнообразности, массивности и вечности. Природа сформировала его таким непревзойденным и многообразным, что любое изделие из него является уникальным.
Гранит очень крепкий материал с высокой устойчивостью к сжатию, трению и загрязнению. Его используют для внешних работ, для создания мемориальных комплексов и надгробных памятников.
На качество этого камня очень сильно действует метод, с помощью которого его добывают. Имеется три существенных способа добывания гранита. Самый простой из них и наиболее распространенный – добыча камня с помощью взрыва. Вначале в горной породе пробуривается глубокий канал, куда закладывается заряд, и происходит взрыв. Образовавшиеся камни сортируют, из них отбирают самые крупные глыбы, распиливают их на плиты. Этот способ добычи самый дешевый, но камень получается с микротрещинами, которые сказываются на прочности материала. А рациональность разработки гранитного камня составляет не более 70%, прочие 30% идут в отходы.
Другой способ добычи — откалывание с помощью воздушной подушки. В породе так же, как и при первом способе, делают отверстие, закладывают резервуар с воздухом под большим давлением. Такой метод позволяет избежать образования микротрещин в структуре камня. Он более экономичен в плане разработки месторождения, а также способствует более точному определению мест разлома породы.
Третий способ добычи — метод камнереза. Он является самым дорогим, но и наиболее популярным. Этот метод позволяет в полной мере избежать нарушения структуры камня и повышает вероятность рациональной разработки месторождения.
Виды обработки гранита
Обработка гранита производится согласно поставленной архитектурной задаче: подбор фактуры, размеров, цвета и текстуры. Все эти показатели воздействуют на восприятие архитектурного ансамбля. Свойства камня дают возможность творения монохромных или полихромных композиций.
По фактуре лицевой поверхности облицовки подразделяют на:
- полированные — с блеском, отчетливым воспроизведением предметов, без отпечатков обработки;
- гладкие матовые (лощеные) – без всяких следов обработки, с абсолютным раскрытием рисунка камня;
- шлифованные — с равномерными шероховатыми следами обработки, которые получены лишь при шлифовании, неровности составляют 0,5 мм;
- пиленые — неравномерно-шероховатые — с рельефными неровностями до 2 мм;
- обработанные ультразвуком — с раскрытым цветом и рисунком самого камня;
- термообработанные – с шероховатой поверхностью, отпечатками шелушения;
- точечные (бучардованные) – с равномерными шероховатостями и неровностями рельефа до 5 мм;
- колотые (скала) – имитация природного раскола породы с беспорядочными холмами и бурами без оттисков инструмента, с возвышенностью рельефа от 50 до 200 мм.
Каждая фактура используется для определенных элементов отделки или создания архитектурных композиций.
К примеру, очень популярна сегодня пиленая обработка. Поверхность получается гладкая, но чуть шероховатая, со следами шлифовки абразивным инструментом. Камень распиливается дисковыми алмазными пилами или алмазным тросом. Такая технология – самая быстрая, удобная и безопасная. Точность изделий или вырезаемого фрагмента доходит до миллиметров и, как итог алмазной резки, поверхности получаются безукоризненно гладкими, с ровными краями срезов конструкций.
При изготовлении памятников поверхность гранита полируется алмазным инструментом, вручную производится фигурная резка. С помощью выбивания победитовыми спицами на памятники наносятся портреты и производится их художественное оформление.
Немаловажное значение имеет и сама установка памятника. Ее должны проводить квалифицированные специалисты.
Только при строгом следовании всем указанным этапам создания архитектурного сооружения получится качественное изделие, которое послужит многие годы.