Что можно и чего нельзя делать в церкви?

Церковь — это оплот религиозных норм, все под ее сводом подчиняется строгим правилам и канонам. Даже те православные христиане, которые не слишком ревностно соблюдают религиозные нормы, время от времени посещают церковь. Потребность или необходимость в этом хоть раз в жизни возникала, пожалуй, у каждого человека.

Что можно и чего нельзя делать в церкви?

Вот что говорится церковными служителями о требованиях к посетителям церкви:

Перед тем, как придти в церковь:

  • Категорически запрещается приходить в храм в нетрезвом состоянии, приносить или приводить с собой животных.
  • Для посещения церкви оденьтесь скромно. Ваша одежда должна быть пристойной и опрятной. Не навешивайте на себя украшений, а тем более драгоценностей. Не одевайтесь в коротенькие платья и юбки, шорты и одежду с коротким (выше локтя) рукавом, майки и пляжные костюмы.
  • Женщины должны быть одеты в женскую одежду.
  • Собираясь в Дом Божий, не накрашивайте губы и лицо, не помазывайте себя даже слабо пахнущими одеколонами или духами.
  • Женщинам не положено посещать церковь, когда они пребывают в нечистоте по-женски: с первого дня до полного очищения.
  • Ещё по дороге забудьте о мирской суете, мелочности, успокойтесь, если раздражены.
  • Приходить на Богослужение надо заблаговременно, за 10—20 минут, чтобы купить свечи, приложиться к иконам, мощам или каким-то иным святыням храма.
  • При входе на территорию храма положены три Крестных знамения. Прежде чем их совершить, мужчина должен снять головной убор. (Перекрестившись, мужчина может надеть головной убор, если до входа в само здание храма далеко и на улице очень холодно, по каким-то иным причинам).
  • Женщины не снимают головных уборов, а напротив, должны покрыться перед Крестным знамением и уже не снимать его.
  • Крестные знамения совершаются без перчаток, рукавичек и т.п. с поясными поклонами, если нет поста. В посты положены Крестные знамения с земными поклонами.

На территории храма

  • На территории церкви, а тем более в храме, нельзя: курить, мусорить, громко разговаривать и смеяться, осквернять территорию плевками и сморканиями.
  • На территории храма категорически запрещено выгуливать животных.
  • Фото — и видеосъёмку, а также аудиозапись можно делать только по благословению (разрешению) настоятеля.

Что можно и чего нельзя делать в церкви?

Что можно и чего нельзя делать внутри храма?

  • В храме нельзя громко разговаривать и смеяться, держать руки в карманах и за спиной, есть, сосать конфеты, жевать.
  • Не стойте к Алтарю спиной.
  • Без нужды не ходите по храму.
  • Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
  • Разговоры нужно ограничить до предела. В храме принято знакомых приветствовать лёгким поклоном, отложив беседы на потом, и не принято здороваться за руку.
  • Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребёнка нужно сразу успокоить или вывести (вынести).
  • Подпевать хору можно только очень тихо, чтобы не мешать окружающим. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».
  • Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. При этом не закидывайте ногу на ногу. Это считается весьма неприличным.
  • Категорически нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на Литургии (то есть от Символа Веры до «Отче наш…»).
  • Делать замечания ближнему, который нарушил правила поведения, нужно негромко и деликатно. Но самое хорошее — воздержаться от замечаний кому бы то ни было. Лучше следить за собой.
  • Нельзя уходить из храма до окончания Богослужения. Уйти раньше времени можно лишь по немощи или серьёзной необходимости.
  • Уходя с Богослужения, нужно совершить Крестные знамения при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: «отец Иоанн» (не «отец Иван»), «Патриарх Алексий» (а не «Алексей»).

Что можно и чего нельзя делать в церкви?

В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение «отец» (без употребления имени). Оно или фамильярно, или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой: «Отцы и братья, прошу внимания»). Вопрос о том, в какой форме (на «ты» или на «вы») следует обращаться в церковной среде, решается однозначно — на «вы» (хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: «оставь нам», «помилуй меня»).

Посещение церкви Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника. Диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (совершать таинства), отпевать, освящать дом (совершать требы). Соответственно к нему и не обращаются с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения. Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой. К диакону обращаются со словами: «отец диакон».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день», — а говорят: «Благословите!». При этом если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой). Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» — налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует.

Для мирян-мужчин имеет место и другой вид благословения: принимающий его целует руку, щеку и опять руку священника. Хотя вариативность благословляющего жеста этим не исчерпывается: священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии. Распространенная ошибка людей малоцерковных — накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя («креститься на священника»). Испрашивание благословения и преподание его суть самые распространенные реалии церковного этикета.